Лилия Вьюгина двигалась – и продолжает двигаться – к ТЭФИ. На ТЭФИ номинировалась программа «Процесс» с ее участием (Первый канал), фильм «Как взорвали Дудаева», где она соавтор сценария (Первый канал), фильм «Лесные братья», где она сценарист и режиссер (телеканал «Россия»). Выход в финал… но пока что не финал. Зато «Лесные братья» получают премию имени Артема Боровика.
Жесткое исследование довоенной, военной и послевоенной обстановки в Литве закручено в острый сюжет вокруг лидера повстанческих отрядов, неофициального президента Литвы Йонаса Жямайтиса. 23 июня 1953 года его в качестве почти что почетного пленника доставляют в Москву, к Берии, возглавившему СССР. Это – начало фильма. Конец – разговоры двух собеседников, в которых как будто поднимались темы восстановления частной собственности и свобод буржуазной Литвы. Через три дня арест самого Берии. Далее последует закрытый судебный процесс над Жямайтисом и расстрел его в Бутырках. Между этими событиями – противостояние, кровь и жертвы с обеих сторон. Так совершается исторический процесс.
Уже несколько лет Лилия Вьюгина делает авторское кино, в каком привержена острым, противоречивым коллизиям жизни. Она бесстрашно вторгается в ткань отдельной человеческой судьбы и судьбы социума. Погром на Манежной площади 9 июля 2002 года, учиненный футбольными фанатами, и чеченская нефть (коктейль Дудаева), страсти над вечным покоем (Ваганьково) и история любви и смерти бывшей жены Лимонова Натальи Медведевой – все крупно, все волнует в ее фильмах. И нигде не перейдена грань, за которой либо смакование пошлых подробностей, либо авторская женская слабость. У Лилии Вьюгиной – мужское перо и мужская камера.
– Можно было бы сказать об отсутствии авторской позиции, – говорит режиссер. – Но это потому, что я отказываюсь делать пропагандистское кино. Я никого не сужу. Я предоставляю людям самим судить. В «Лесных братьях» такой слалом: если я повернула влево, то в следующем эпизоде я обязательно поверну вправо. При этом я, хочется верить, тонко разбрасываю свои подсказки, чтобы люди считали, что они сами до всего додумались.
«Комсомольская правда», сентябрь 2005
Андрей ЕГОРКИН